ололо и бутылка сомы
С праздниками кстати.
С вчерашним днем сурка/ Имболком/ Сретеньем, которое католическое, с сегодняшним новым годом и мало ли с чем там еще))


себя узнаю, ага
позитивности

и еще... вопрос. без бальших букоф, вдруг и так кто заметит. Надо тут к пятничной проповеди.
Что изменилось в мире с приходом Христа? глобально так.
понятно, что появилось христианство, что оно всячески внедрилось в политику и появились христианские империи и бла-бла-бла. А с точки зрения возможностей и перспектив человека? С точки зрения фактов, а не догматов.

@темы: картинки, ?, этот странный зверь социум, комиксы

Комментарии
03.02.2011 в 01:32

нестерпимое добро
Тёмный Бодхисаттва

Линейная концепция истории - см. Элиаде. До Христа время воспринималось цикличным. После - линейным, эволюционным, с началом, концом и отправными точками.
Невиданные доселе (либо мало распространенные/не распространенные в наших Ойкуменах) этические и мифологические концепции - личное спасение, самопожертвенный Бог.
Появление первой религиозной Ойкумены - христианской цивилизации.
Переосмысление старых философских концепций, обретение ими новой жизни в той или иной форме (христианская этика вобрала в себя отдельные черты того же стоицизма), появление ряда новых философских и мистических учений.
Вся Европа наконец-то поверила в адекватную систему посмертия.
Была переосмыслена система социальных ценностей. Просто для примера - если в Риме воинская служба была весьма престижным занятием, уже в Византии - ровно наоборот.
Изменились культура и искусства - полностью. Некоторые попали под запрет (цирк и театр), некоторые развились до невиданных высот (архитектура, мозаика). Изменилась мода.
03.02.2011 в 20:09

Нарисованная ласточка
Shame-culture сменилась guilt-culture. В первой модели поведения поступки оцениваются в зависимости от отношения к ним общества. "Обо мне скажут, обо мне подумают". Во второй модели поведения поступки оцениваются с точки зрения какой-то личной морали и совести. Появляется понятие вины само по себе, вне зависимости от того, есть ли какой-то внешний судья, вне зависимости от того, узнают о проступке или не узнают.
03.02.2011 в 22:54

Затеняющий тенью
Тёмный Бодхисаттва
0) Изменилось понятие "надо". Стало "надо" быть "правильно".
1) Изменилось понятие власти. Если раньше "кто сильнее, тот и прав", то теперь "у кого больше бабла, тот и прав", потому что оно купит того, кто сильнее. И, как причина:
2) Изменилось распределение бабла между бляюдьми. Появилось, конечно же, не сразу, новое сословие - духовники. Основные отличия (по-современному): хороший мопэд (типа лэндровера), ствол, златая цепь на дубе том, братки там всякие поблизости...
3) Изменилось отношение окружающих к этой второй власти. Сначала появилось уважение, потом боязнь. Если у тебя более 50% электората, а на выборы официальной власти приходят 30% и из них только 50% за неё голосуют - тут всё ясно, кто, что, зачем и почём.
Короче. Низменые инстинкты как были, так и остались, им лишь дали свободу развиваться и расти. И поэтому, (или наоборот, как следствие) все, что было хорошего от православия, с лихвой компенсировалось негативными последствиями. И не надо тут тыкать в нос гонениями со стороны советской власти. Не вовремя! ))
04.02.2011 в 17:20

Ну Я взяла и удалила Доктор Веб.(c)
Викт

прав. изменился менталитет - изменилась жизнь -в следствии чего изменилась культура.
05.02.2011 в 00:05

ололо и бутылка сомы
Викт
а чем адекватная система посмертия отличается от неадекватной? в смысл критерий адекватности - он в чем?

Lairene
Shame-culture сменилась guilt-culture
а вот, я извиняюсь, сами вот эти термины откуда? просто не слышала раньше.
05.02.2011 в 02:04

нестерпимое добро
Тёмный Бодхисаттва

В соответствии желаемому плюс осознаваемому справедливым и логичным. Тот же Элиаде (вечно недооценивающий человеческий идиотизм) полагал, что фашистские попытки оживить германское язычество не сработают в частности потому, что от людей требуют забыть концепцию персонального спасения и вернуться к "а вот будет Рагнарек и придет трындец всему". АФАИК внятная, хорошо изложенная и внутренне непротиворечивая система посмертия была у сторонников дхармических религий, которые до Европы не добрались, да в коей-то мере у египтян.

Посему одной из, таксказать, гуманитарных проблем европейской поздней античности, было то, что популярные системы вероучений не предлагали ответа на вопрос "что будет после смерти", который воспринимался бы одновременно как логичный и приемлемый для большинства людей, озабачивающихся этим вопросом. Кого-то не устраивала абстрактность Елисейских полей, кого-то не устраивала концепция "жизни в потомках" и "жизни в памяти потомков". Христианство этот Гордиев узел так разрубило, что аж в ушах зазвенело.
05.02.2011 в 11:34

Нарисованная ласточка
Тёмный Бодхисаттва
Ничего, если ссылки будут на английские ресурсы? Ибо, может быть, термины и переведены на русский, но я об этом не знаю.

en.wikipedia.org/wiki/Guilt_society
en.wikipedia.org/wiki/Shame_society
www.doceo.co.uk/background/shame_guilt.htm - более подробно и с упоминанием имен тех, кто эту систему разработал
05.02.2011 в 18:59

нестерпимое добро
Только что понял, что можно привести многое вышесказанное к общему знаменателю. Христианство немножко индивидуализировало социум - человек стал меньше рассматриваться как часть коллектива и больше - как отдельная личность (личная ответственность, личная вина, личное спасение, личное наказание). Если раньше те же децимации считались нормальной практикой, а за проступок одного отвечал весь род, то после Христа от этой практики частично отошли. - ведь если перед Богом согласно принципам Нового Завета каждый отвечает лично, так почему перед законом должна отвечать группа?
05.02.2011 в 22:34

ололо и бутылка сомы
Lairene
ну я вообще английского не знаю, честно говоря ^^
возможно в этом вся проблема


Викт
умные мысли, умные мысли) пасиба)
но все-таки адекватное посмертие - круто звучит)))))))))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии