ололо и бутылка сомы
С праздниками кстати.
С вчерашним днем сурка/ Имболком/ Сретеньем, которое католическое, с сегодняшним новым годом и мало ли с чем там еще))

себя узнаю, ага
позитивности
и еще... вопрос. без бальших букоф, вдруг и так кто заметит. Надо тут к пятничной проповеди.
Что изменилось в мире с приходом Христа? глобально так.
понятно, что появилось христианство, что оно всячески внедрилось в политику и появились христианские империи и бла-бла-бла. А с точки зрения возможностей и перспектив человека? С точки зрения фактов, а не догматов.
С вчерашним днем сурка/ Имболком/ Сретеньем, которое католическое, с сегодняшним новым годом и мало ли с чем там еще))

себя узнаю, ага
позитивности
и еще... вопрос. без бальших букоф, вдруг и так кто заметит. Надо тут к пятничной проповеди.
Что изменилось в мире с приходом Христа? глобально так.
понятно, что появилось христианство, что оно всячески внедрилось в политику и появились христианские империи и бла-бла-бла. А с точки зрения возможностей и перспектив человека? С точки зрения фактов, а не догматов.
Линейная концепция истории - см. Элиаде. До Христа время воспринималось цикличным. После - линейным, эволюционным, с началом, концом и отправными точками.
Невиданные доселе (либо мало распространенные/не распространенные в наших Ойкуменах) этические и мифологические концепции - личное спасение, самопожертвенный Бог.
Появление первой религиозной Ойкумены - христианской цивилизации.
Переосмысление старых философских концепций, обретение ими новой жизни в той или иной форме (христианская этика вобрала в себя отдельные черты того же стоицизма), появление ряда новых философских и мистических учений.
Вся Европа наконец-то поверила в адекватную систему посмертия.
Была переосмыслена система социальных ценностей. Просто для примера - если в Риме воинская служба была весьма престижным занятием, уже в Византии - ровно наоборот.
Изменились культура и искусства - полностью. Некоторые попали под запрет (цирк и театр), некоторые развились до невиданных высот (архитектура, мозаика). Изменилась мода.
0) Изменилось понятие "надо". Стало "надо" быть "правильно".
1) Изменилось понятие власти. Если раньше "кто сильнее, тот и прав", то теперь "у кого больше бабла, тот и прав", потому что оно купит того, кто сильнее. И, как причина:
2) Изменилось распределение бабла между
бляюдьми. Появилось, конечно же, не сразу, новое сословие - духовники. Основные отличия (по-современному): хороший мопэд (типа лэндровера), ствол, златая цепь на дубе том, братки там всякие поблизости...3) Изменилось отношение окружающих к этой второй власти. Сначала появилось уважение, потом боязнь. Если у тебя более 50% электората, а на выборы официальной власти приходят 30% и из них только 50% за неё голосуют - тут всё ясно, кто, что, зачем и почём.
Короче. Низменые инстинкты как были, так и остались, им лишь дали свободу развиваться и расти. И поэтому, (или наоборот, как следствие) все, что было хорошего от православия, с лихвой компенсировалось негативными последствиями. И не надо тут тыкать в нос гонениями со стороны советской власти. Не вовремя! ))
прав. изменился менталитет - изменилась жизнь -в следствии чего изменилась культура.
а чем адекватная система посмертия отличается от неадекватной? в смысл критерий адекватности - он в чем?
Lairene
Shame-culture сменилась guilt-culture
а вот, я извиняюсь, сами вот эти термины откуда? просто не слышала раньше.
В соответствии желаемому плюс осознаваемому справедливым и логичным. Тот же Элиаде (вечно недооценивающий человеческий идиотизм) полагал, что фашистские попытки оживить германское язычество не сработают в частности потому, что от людей требуют забыть концепцию персонального спасения и вернуться к "а вот будет Рагнарек и придет трындец всему". АФАИК внятная, хорошо изложенная и внутренне непротиворечивая система посмертия была у сторонников дхармических религий, которые до Европы не добрались, да в коей-то мере у египтян.
Посему одной из, таксказать, гуманитарных проблем европейской поздней античности, было то, что популярные системы вероучений не предлагали ответа на вопрос "что будет после смерти", который воспринимался бы одновременно как логичный и приемлемый для большинства людей, озабачивающихся этим вопросом. Кого-то не устраивала абстрактность Елисейских полей, кого-то не устраивала концепция "жизни в потомках" и "жизни в памяти потомков". Христианство этот Гордиев узел так разрубило, что аж в ушах зазвенело.
Ничего, если ссылки будут на английские ресурсы? Ибо, может быть, термины и переведены на русский, но я об этом не знаю.
en.wikipedia.org/wiki/Guilt_society
en.wikipedia.org/wiki/Shame_society
www.doceo.co.uk/background/shame_guilt.htm - более подробно и с упоминанием имен тех, кто эту систему разработал
ну я вообще английского не знаю, честно говоря ^^
возможно в этом вся проблема
Викт
умные мысли, умные мысли) пасиба)
но все-таки адекватное посмертие - круто звучит)))))))))