меня часто спрашивают о противоречиях в религиозных, в частности христианских воззрениях. Ни для кого в общем не секрет, что их там имеется изрядное количество. Почему, несмотря на запрет сотворения кумира, пишут иконы? Как бог один и в тоже время его три? Где находится душа после смерти и до Судного дня? Почему Библия противоречива? Откуда Каин взял жену и почему в пятикнижии Моисей описывает свою же смерть? Почему там вообще столько крови и отчего бог такой маньяк?
И наконец - как человек может принять христианство, которое по сути есть "вера в то что космический еврей-зомби, который был своим собственным отцом, может сделать тебя бессмертным, если ты символически съешь его мясо и телепатически скажешь ему, что принимаешь его как своего господина, чтобы он смог удалить из твоей души злую силу, которая присутствует в человечестве, потому что говорящая змея уговорила женщину-ребро съесть плод волшебного дерева....( да это определённо имеет смысл!" (с) )
Почему же христиан парадоксы и странности не пугают?
Вообще принято отвечать, что божественным промыслом в Писании оставлены противоречия, дабы человек при его изучении не довольствовался смыслом буквальным, а искал иные, более высокие аллегорические, прообразовательные и прочие смыслы и чтобы пытливый ум его не останавливался в исследованиях и все глубже проникал в смыслы священного текста. Короче говоря, если ты видишь противоречие, то проблема не в тексте, а в твоем восприятии, значит ты еще не достиг нужного уровня просветления, на котором это противоречие будет нейтрализовано видение божественной истины. Решение подобных вопросов многочисленными многоуровневыми толкованиями имели место на протяжении всей истории церкви и породили вопросов еще больше чем ответов. Не говоря уже о том, что спекуляции на богословские темы, начавшиеся в форме полемики в духе братской любви закончились инквизицией и столетними перебранками орденов по поводу святости капель крови христа упавших на землю до его распятия.
А вот на днях, один батюшка изрек фразу, которая окончательно объяснила бесперспективность попыток разумного устранения религиозных противоречий: показателем зрелости веры является принятие антиномий. Антиномия в контексте богословия - утверждение двух противоречащих друг другу положений, например соединение человеческой и божественной ипостаси во христе "неслиянно и нераздельно" или "Троица есть Единица".
При всем том, что, говоря о божественном, сложно быть категоричным в утверждениях и точным в формулировках, и желание описать неописуемое противоречивыми высказываниями вполне понятно, но все же картина получается забавная. То есть, если ты видишь противоречия, значит сам дурак и просветления еще не достиг... а если они все еще остаются, но тебя уже не пугают, значит ты его достиг! Хотя первое стремление к разрешению этих самых противоречий при этом как-то теряется. Ну правильно, смена приоритетов с духовным возрастанием дело такое, понятное... а вот было бы этих несостыковок меньше, может и желающих стремиться к просветлению христианскими путями поприбавилось бы. Хотя все равно, как практика показывает, христианское просветление и зрелость веры выражаются зачастую в формах прискорбных типа "ничего не знаю, ничего не слышу, ничего не вижу, а все равно мы тут самые умные. Аминь."
ЗЫ не в обиду здесь присутствующим, если что. Просто дежурное размышление о мировом шизофреническом)
А вообще чем дальше, тем больше убеждаюсь, что в делах религиозных предпочтений разум бессилен) Истинная религиозность и приверженность какой-либо идее или сущности как правило есть плод личного религиозно-мистического опыта, против которого логические доводы абсолютно бесполезны.
об антиномиях
Satori-Lab
| вторник, 02 ноября 2010